Новости

01.04.17

Информация о мерах поддержки, оказываемых АО «Корпорация «МСП» и АО «МСП Банк»

Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) создано без ограничения срока и действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2015 №287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Корпорация МСП осуществляет свою деятельность в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» после изменения наименования акционерного общества «Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий».  

Основными целями деятельности Корпорации МСП являются: 
- оказание поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП; 
- привлечение денежных средств российских, иностранных и международных организаций в целях поддержки субъектов МСП; 
- организация информационного, маркетингового, финансового и юридического сопровождения инвестиционных проектов, реализуемых субъектами МСП; 
- организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов МСП в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, а также инновационной и высокотехнологичной продукции; 
- обеспечение информационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями в целях оказания поддержки субъектам МСП; 
- подготовка предложений о совершенствовании мер поддержки субъектов МСП, в том числе предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования в этой сфере. 
Акционерами Корпорации МСП являются Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Финансовая поддержка СМСП

Основными направлениями финансовой поддержки являются:

1. Предоставление финансовыми организациями (в том числе, банками) – партнерами участников Национальной гарантийной системы (НГС) кредитов и займов субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП (в том числе, финансовым организациям) с обеспечением в виде гарантий или поручительств участников НГС;

2. Привлечение специализированной финансовой организацией средств в рамках сделок секьюритизации, обеспечиваемых гарантиями и поручительством участников НГС;

3. Обеспечение гарантиями и поручительством участников НГС обязательств субъектов МСП (в денежном эквиваленте), исполняемых ими по заключенным по результатам закупок договорам и контрактам;

4. Предоставление уполномоченными банками Корпорации МСП кредитов субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП в рамках Программы стимулирования кредитования субъектов МСП;

5. Предоставление субъектам МСП и организациям инфраструктуры поддержки МСП кредитов АО «МСП Банк».

Развитие дополнительных форм гарантийной поддержки субъектов МСП реализуется за счет создания новых гарантийных продуктов Корпорации МСП, обеспечивающих доступность лизинговых, микрофинансовых и факторинговых операций для конечного получателя – субъекта МСП, а также за счет развития инфраструктуры поддержки субъектов МСП – лизинговых, микрофинансовых и факторинговых организаций, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг субъектам МСП.

Гарантийная поддержка

Стратегическим фокусом для Национальной гарантийной системы (НГС) является увеличение объемов гарантийной поддержки МСП и повышение эффективности использования гарантийного капитала. 

НГС повысит эффективность предоставления гарантийной поддержки субъектам МСП, сократит издержки и риски за счет унификации технологий, стандартов, документации, информационного взаимодействия и подходов к оценке рисков. 

В 2016 году будет разработана и внедрена трехуровневая целевая модель оказания гарантийной поддержки субъектам МСП: АО «Корпорация «МСП» / АО «МСП Банк» / региональные гарантийные организации (РГО). 

АО «Корпорация «МСП» сфокусирует свои усилия на предоставлении гарантий субъектам МСП в рамках реализации средних и крупных проектов, целевых программ и на предоставлении поручительств в рамках Программы стимулирования кредитования субъектов МСП («Программа 6,5%»). 

Фокус деятельности АО «МСП Банк» и РГО будет направлен на применение «поточных» технологий и предоставление гарантий и поручительств в массовом сегменте рынка. Распределение продуктового предложения и лимитов между АО «МСП Банк» и РГО планируется осуществить на основании дифференцированного подхода. Ожидается, что средний размер заявки на получение гарантийной поддержки в АО «МСП Банк» будет выше, чем в РГО, которые сфокусируются на работе с массовым сегментом субъектов МСП.

Программа стимулирования кредитования субъектов МСП

Одной из важнейших задач Корпорации МСП является обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) доступными кредитными ресурсами.

Совместно с Минэкономразвития России и Банком России Корпорация разработала Программу стимулирования кредитования субъектов МСП, реализующих проекты в приоритетных отраслях, которая фиксирует процентную ставку по кредитам в сумме не менее 10 млн рублей для малых предприятий на уровне до 10,6% годовых, для средних предприятий – до 9,6% годовых.

Кредитные организации, предоставляющие финансирование предпринимателям по Программе получают возможность рефинансирования в Банке России по ставке 6,5% годовых, поэтому Программа получила второе название «Шесть с половиной».

В программе участвуют следующие уполномоченные банки:

1. АО «Альфа-Банк»;

2. Банк ВТБ (ПАО);

3. ПАО Банк ЗЕНИТ;

4. АО «Банк Интеза»;

5. ПАО «Банк «Санкт-Петербург»;

6. Банк «Возрождение» (ПАО);

7. ВТБ 24 (ПАО);

8. Банк ГПБ (АО);

9. ПАО «Запсибкомбанк»;

10. КБ «Кубань Кредит»;

11. ПАО «НБД-Банк»;

12. РНКБ (ПАО);

13. АО «Россельхозбанк»;

14. ТКБ БАНК ПАО;

15. АО «ЮниКредит Банк»;

16. ПАО «СКБ-банк»;

17. Банк «Левобережный» (ПАО);

18. «СИБСОЦБАНК» ООО;

19. ПАО Банк «Кузнецкий»;

20. ПАО Банк «ФК Открытие»;

21. ПАО Сбербанк;

22. ПАО «Промсвязьбанк»;

23. АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО;

24. АО «Райффайзенбанк»;

25. ПАО Росбанк;

26. АКБ «ЭНЕРГОБАНК» (ПАО);

27. ООО КБЭР «Банк Казани»;

28. ООО «Камкомбанк»;

29. «АКБ «Спурт» (ПАО);

30. ПАО «НИКО-БАНК»;

31. ПАО АКБ «Урал ФД»;

32. АО «МСП Банк».

 

Первый кредит в рамках Программы был предоставлен в конце 2015 года.

Уполномоченные банки активно формируют реестры сделок, участниками которых являются субъекты МСП, реализующие проекты, соответствующие условиям и требования Программы.

Продукты Корпорации

АО «Корпорация «МСП» предоставляет три типа гарантийных продуктов, ориентированных на обеспечение исполнения субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) кредитных обязательств по договорам банковского кредитования (прямые и синдицированные гарантии) и исполнения региональными гарантийными организациями обязательств по договорам поручительств (контргарантии).

Гарантийные продукты предоставляются в рамках соглашений, заключенных АО «Корпорация «МСП» с банками и региональными гарантийными организациями, и направлены на повышение доступности банковского кредитования для субъектов МСП в условиях недостаточности залогового обеспечения и обеспечения в виде поручительств региональных гарантийных организаций.

Прямая гарантия для Дальнего Востока и моногородов, выдаваемая совместно с поручительством РГО (Согарантия для Дальнего Востока и моногородов)

АО «Корпорация «МСП» предоставляет три типа гарантийных продуктов, ориентированных на обеспечение исполнения субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП) кредитных обязательств по договорам банковского кредитования (прямые и синдицированные гарантии) и исполнения региональными гарантийными организациями обязательств по договорам поручительств (контргарантии).

Гарантийные продукты предоставляются в рамках соглашений, заключенных АО «Корпорация «МСП» с банками и региональными гарантийными организациями, и направлены на повышение доступности банковского кредитования для субъектов МСП в условиях недостаточности залогового обеспечения и обеспечения в виде поручительств региональных гарантийных организаций.

Мероприятия Корпорации МСП в целях обеспечения доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков

Одной из основных задач Корпорации МСП в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупки товаров, работ, услуг заказчиками, определяемыми Правительством Российской Федерации, у субъектов МСП в годовом объеме закупки товаров, работ, услуг, а также инновационной и высокотехнологичной продукции.

В целях достижения указанной задачи сформирована двухуровневая система контроля в части обеспечения доступа субъектов МСП к закупкам крупнейших заказчиков, предусматривающая:

Номенклатура товаров, работ, услуг, закупка которых планируется у субъектов МСП указанными крупнейшими заказчиками, а также сроки и объемы такой закупки отражены в отдельных разделах планов закупок товаров, работ, услуг крупнейших заказчиков в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у субъектов МСП.

ля реализации функции маркетинговой и информационной поддержки субъектов МСП Корпорация МСП сформировала комплекс сервисов на базе разрабатываемых информационно-аналитических систем и приобретаемых лицензий, обеспечила их интеграцию как между собой, так и с рядом государственных и коммерческих ресурсов, разработанных для предпринимателей.

Комплекс сервисов включает геомаркетинговую информационно-аналитическую систему (Бизнес-навигатор МСП) и коммуникационную платформу. Бесплатный доступ к полному функционалу указанных систем организован через «Личный кабинет» пользователя на Портале Бизнес-навигатора МСП (далее - Портал) по адресу в сети Интернет https://smbn.ru, защищен сертифицированными в установленном порядке программными средствами. Также на Портале реализована возможность авторизации пользователей через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), используемую для получения государственных услуг в электронном виде.

В I полугодии 2017 года Корпорация МСП планирует получить права на использование и предоставление доступа субъектам МСП к двум новым системам:
– Маркетинговая платформа – набор маркетинговых инструментов присутствия и продвижения бизнеса в сети Интернет;
– Жизненные ситуации – информационно-аналитическая система, содержащая информацию в формате жизненных ситуаций (кейсов) для субъектов МСП по стадиям жизненного цикла бизнеса.

Имущественная поддержка

Имущественная поддержка субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, предусмотренная Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее – Закон № 209-ФЗ), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов:

  • на возмездной основе;
  • на безвозмездной основе;
  • на льготных условиях.

Условия и порядок оказания имущественной поддержки субъектам МСП устанавливаются:

  • нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
  • муниципальными правовыми актами.

Указанные нормативные правовые акты принимаются в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов МСП), предусмотренные частью 4 статьи 18 Закона № 209-ФЗ.

Указанные перечни подлежат:

  • ежегодному - до 1 ноября текущего года дополнению государственным имуществом и муниципальным имуществом;
  • обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети «Интернет» на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и (или) на официальных сайтах информационной поддержки субъектов МСП.

Государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, используется в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами соответственно устанавливаются:

  • порядок формирования перечней;
  • порядок ведения перечней;
  • порядок обязательного опубликования перечней;
  • порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов МСП, занимающихся социально значимыми видами деятельности, иными установленными государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами) приоритетными видами деятельности) включенного в перечни государственного и муниципального имущества.

Сведения об утвержденных перечнях государственного имущества и муниципального имущества, а также об изменениях, внесенных в такие перечни, подлежат представлению в АО «Корпорация «МСП» в целях проведения мониторинга в соответствии с частью 5 статьи 16 Закона № 209-ФЗ.

Состав указанных сведений, сроки, порядок и форма их представления установлены приказом Минэкономразвития России от 20.04.2016 № 264.

Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены условия преимущественного права выкупа арендуемого субъектами МСП государственного и муниципального имущества, как включенного в перечни имущества, так и не включенного в перечни.

Правовая поддержка

В соответствии со статьей 251 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к основным задачам АО «Корпорация «МСП» в том числе отнесены организация системы мер информационной, маркетинговой, финансовой и юридической поддержки субъектов МСП, а также подготовка предложений о совершенствовании мер поддержки субъектов МСП, в том числе предложений о совершенствовании нормативно-правового регулирования в этой сфере.

Приоритетными направлениями деятельности АО «Корпорация «МСП» в рамках оказания правовой поддержки субъектам МСП в 2016 году и на период 2016-2018 годов определены:

1. Организация и реализация системы мер правовой поддержки субъектов МСП и создание необходимых механизмов и инструментов такой поддержки с целью снижения издержек на ведение бизнеса, повышения правовой грамотности малых предприятий.

В частности, планируется обеспечить создание «базы правовых решений для субъектов МСП», содержащей описание типовых проблемных ситуаций (кейсов), возникающих при реализации субъектами МСП бизнес-проектов, и юридических механизмов выхода из них. Указанные кейсы будут размещаться на сайте АО «Корпорация «МСП», начиная со второго квартала 2016 года.

Корпорация также примет исчерпывающие меры по обеспечению практического применения указанных кейсов в субъектах Российской Федерации совместно с общероссийскими некоммерческими организациями, выражающими интересы субъектов МСП, в том числе с привлечением отраслевых и региональных представительств таких организаций, а также организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

Кроме того, будут обеспечены подготовка и размещение на сайте АО «Корпорация «МСП» информационных, методических и иных материалов, содержащих разъяснения норм законодательства в сфере развития МСП.

2. Инициирование и проработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере поддержки субъектов МСП, в том числе в целях их направления в Правительственную комиссию по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства.

Изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации по вопросам развития субъектов МСП, в том числе подготовленные с участием АО «Корпорация «МСП», будут оперативно размещаться на сайте АО «Корпорация «МСП».

Учитывая уникальность ресурса с точки зрения информационной и маркетинговой поддержки для предпринимателей, рекомендуем зарегистрироваться в личном кабинете сервиса (https://smbn.ru/msp/main.htm).