Село основано во времена правления Иоанна IV Грозного на месте явления чудотворной иконы Святителя и Чудотворца Николая (Николо-Камской, Николо-Берёзовской, Камско-Берёзовской). Время явления иконы – ~1550 год. По преданию: торговый караван именитых бояр и землевладельцев Строгановых плыл по Каме и был чудесно остановлен среди реки, и только тогда мог продолжать путь, когда сошедшие на левый берег нашли на берёзе икону Свт. Николая. Через некоторое время (по легенде) икона сия побывала и в Москве у царя Иоанна, одарившего её серебряно-вызолоченной ризою. Во время башкирских бунтов и пугачёвщины икона подвергалась опасности, и её неоднократно прятали, даже зарывали в землю.
Первый храм во имя свт. Николая в виде клети построил П.С. Строганов (видимо один из обретавших) вскоре после обретения, где и была поставлена чудотворная икона. О второй церкви не сохранилось никаких сведений, лишь то, что она тоже была Никольской, возведена была также одним из бояр Строгановых примерно в конце XVI в. и сожжена иноверцами около 1613 г. Третий храм был уже Троицким с Никольским приделом, на месте этого придела после исчезновения церкви был установлен чугунный памятник с надписью, что на сём месте и явилась чудотворная икона (памятник существовал до ~1934 г.). Известно также, что очередную Николоберёзовскую церковь (3-ю или 4-ю?) выжгли пугачёвцы летом 1774 г.
Нынешний кирпичный храм, выстроенный в ~1806-16 гг., по преданию уже 4-й или 5-й в селе. Храмовая (холодная) часть с главным престолом во имя Святыя Живоначальныя Троицы закончена строительством в ~1808 г. (последнее освящение 1882 г.). Архитектура храма трудно поддаётся классифицированию. Главная часть – позднее сдержанное барокко, смешанное с классицизмом: высокий восьмерик на четверике с гранёным куполом и световым восьмеричком на нём. Большая вместительная апсида алтаря. Широкая трапезная часть пристроена к храму, вероятно, в 1880-е гг., заменив собою небольшие старые трапезную и колокольню. Полы в храме мраморные и чугунные. Боковые (тёплые) престолы, примыкают с юга и севера к трапезной: южный – в честь Святителя и Чудотворца Николая (посл. освящ. 1881 г.), северный – во имя великомученицы Екатерины (осв. в 1816 г.). Над придельными алтарями возвышались световые ротонды, завершавшиеся полусферными куполами с восьмеричками. Все три алтаря венчали одинаковые главки, каждая – в виде правильного шара со крестом.
Но апофеозом архитектурного замысла о храме, его законченной полнотою стала великая четырёхъярусная колокольня, возведённая в ~1902-04 гг. Уникальная для Уфимской губернии и нигде больше не повторённая, эта красно-кирпичная твердыня вознеслась как некий могучий символ Российской Империи. Архитектура – кирпичное необарокко; своеобразный мощный и высокий постамент из двух непохожих ярусов возносит в небо два огромных верхних яруса звона, венчает всё произведение вздутый четырёхлопастный купол с классическим шпилем. Мощный силуэт колокольни стал узнаваемой "визиткою" села, маяком, заметным за десяток вёрст в необозримости камских пространств.
Крестными ходами почти круглый год чудотворную Николо-Берёзовскую икону носили по сёлам и деревням Бирского, Уфимского и Сарапульского уездов (в Уфе икону принимал Воскресенский собор и ей была воздвигнута Никольская часовня на Трактовой улице). В 1910 и 1914 гг. Николо-Берёзовский храм и строящийся за версту в нагорной части села монастырь посещала будущая вмчца вел. кн. Елизавета Феодоровна Романова. По замыслу архитекторов монастырский соборный храм во имя св. Серафима Саровскаго должен визуально подхватывать через р. Берёзовку колокольню Троицкого-Никольского храма и гармонично сочетаться с нею.
С приходом советской власти слава и мощь крупного русского купеческого села с пристанью стала меркнуть. Храм был закрыт в марте 1934 г. и жестоко разграблен. Исчезла и ограда из чугунных узорных решёток и чугунных столбов на кирпичном фундаменте. Чудотворная икона исчезла в неизвестность (по одной из версий привезена в Уфу).
В здании церкви были: склад, кабак, пекарня. В 1970-нач.80-х гг. прибрежная часть села была выселена и подготовлена к затоплению Нижнекамским водохранилищем. Перестройка в стране спасла от разрушения храм и два десятка кирпичных зданий-памятников истории и архитектуры. В 1993 г. был создан благотворительный фонд «Никольский храм», а в 1994-м – Николо-Берёзовский историко-культурный центр.
Главным храмоздателем и обустроителем стал известный предприниматель и патриот малой родины Валерий Григорьевич Тетерев. За 10 лет реставрации Троицкого (Никольского) храма восстановлено многое: воссозданы покрытие купола, восьмеричок с маковкою на главном куполе и верх колокольни, заново оштукатурены храмовая и трапезная части и мн. пр. Во втором ярусе колокольни устроен церковно-краеведческий музей села. Но и впереди работы непочатый край: обустройство трапезной части и приделов, устройство трёх иконостасов, росписи стен, воссоздание над обоими приделами уничтоженных главок. И самое главное – окончательная отмена «затопительных планов», оживление нижней части Николо-Берёзовки, реставрация уникального комплекса купеческих зданий-памятников, создание музея-заповедника.
С 1994 г. в селе по инициативе В.Г. Тетерева при поддержке администрации района и М.А. Чванова проводятся 22-24 мая празднества по случаю дня Николы Вешнего и Дня славянской письменности и культуры (дня св. равноапп. Кирилла и Мефодия). Служба в храме особо торжественная, на прицерковной площади многолюдно: проводятся выставки художников и фотографов, выступления артистов, певцов, разыгрываются театрализованные представления, пляски, звучат народные песни. Несколько лет проводился и праздник колокольного звона, где показали искусство звонари из разных епархий России.