Прямая речь

Важнейшее направление нашей совместной деятельности – поддержка специальной военной операции, наших бойцов и членов их семей.

Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров.
Подробнее

 

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Новости

21.02.12

Интервью генерального директора ОАО «НЕФАЗ»

17 февраля 2012 г. в газете «Республика Башкортостан» опубликовано интервью  генерального директора ОАО «НЕФАЗ».


Раиф Маликов:
НЕФАЗ практически вошел в ВТО


- Раиф Салихович, ваше предприятие показывает редкий пример того, кА даже  в условиях тесного рынка и острой конкуренции можно не только выстоять, но и быть успешным. Каким стал для вас 2011 год? В каком сегменте отмечен самый высокий рост и чем он объясняется?
 - Завод завершил год с прибылью. Показатель EBITDA, который применяется во всем мире для обозначения прибыльности и эффективности предприятия, у нас составил порядка 370 млн. рублей.
Объем производства достиг 9 млрд. рублей, это на 40 процентов превышает уровень 2010 года.
Самосвальных установок и прицепной бортовой техники мы реализовали  по сравнению с прошлым годом в два с лишним раза больше, вахтовых автомобилей - на 35 процентов, емкостно-наливной техники - на 20 процентов больше.
     Что касается пассажирских автобусов, мы брали на себя обязательства произвести и продать 500, а фактически мы реализовали 545 автобусов, то есть свои обязательства перевыполнили. Правда, автобусов выпущено меньше, чем в 2010 году, и связано это с приостановкой федеральной программы софинансирования местных бюджетов по приобретению пассажирского транспорта. Надеемся, что программа возобновит работу в наступившем году.
Год был очень сложным, наибольшее беспокойство вызывал рост цен на металл и комплектующие. Продукция Магнитогорского меткомбината и «Северстали», где мы совместно с КАМАЗом закупаем 95 процентов листового проката, подорожала более чем на 27 процентов. Затраты сверх бизнес-плана - более 240 млн. рублей -  необходимо было перекрывать.  
Нам удалось задействовать внутренние резервы и снизить затраты на производство на  370 млн. рублей. Вовлеченность персонала в реализацию Производственной системы составила на принципах «Бережливого производства» достигла 72 процента. Я очень благодарен всему коллективу завода за неравнодушное отношение к своему делу.

- Какие основные бизнес-показатели определены на 2012 год? Что станет главным для автозавода в наступившем году?
     - В этом году мы планируем произвести и реализовать продукции на 9,8 млрд. рублей.
Наша  цель - удержать свои позиции на рынке во всех сегментах. Поэтому работаем над созданием новых моделей и, что принципиально важно, продолжаем модернизацию производства.

- Каким был объем инвестиций в производство в ушедшем году,  на что и сколько планируется направить в 2012 году? Куда будут вложены эти средства?
 - В прошедшем году инвестиции составили более 240 млн. рублей.
Один из важнейших инвестиционных проектов реализован на  линии сборки-сварки корпусов цистерн, там  введены комплексы автоматической сварки наружных и внутренних кольцевых швов. Сегодня они работают в штатном режиме, и сварка всех цистерн осуществляется только автоматически. Качество работы и  условия труда улучшились очень значительно.
Другой крупный инвестиционный проект - внедрение двух окрасочных роботов в производстве автосамосвалов. Там уже ведется программирование оборудования, обучение персонала. В марте роботы начнут работать.
В автобусном производстве внедрен самый современный лазерный комплекс по резке неметаллов фирмы TRUMPF (Германия).
Одним из важных инвестиционных проектов нынешнего года мы считаем внедрение механизированного листогибочного пресса. Здесь уже завершены пусконаладочные работы. Уникальность его в том, что длина гиба пресса - 10 метров. Пресс будет использован в производстве самосвальных установок и полуприцепов овального сечения грузоподъемностью 30 тонн. Такая техника очень востребована, поэтому  емкость рынка весьма серьезная. В этом году мы выводим на рынок такой  самосвальный полуприцеп.
Кроме того, для производства автосамосвалов и прицепной техники будет внедрен роботизированный комплекс контактной сварки боковых бортов.
Рынок емкостно-наливной техники сегодня наиболее перспективен в сегменте цистерн из алюминиевого сплава. Мы уже освоили семейство таких полуприцепов-цистерн.
В этом году серьезные инвестиции будут направлены на внедрение современной технологии по изготовлению корпусов цистерн из алюминиевого сплава. Будут внедрены комплекс плазменной резки немецкой фирмы «Messer», установка для сварки продольных швов корпусов цистерн тоже немецкой фирмы «HIESS» и четырехвалковая листогибочная машина с ЧПУ.
Это основные проекты. Бюджет инвестиций на текущий год утвержден в размере 200 млн. рублей.
Согласитесь, сегодня не многие предприятия могут позволить себе вкладывать средства в модернизацию. Но у нас другого выхода нет, Россия практически вступила в ВТО. Свои позиции на рынке надо держать. А как держать? Только качеством и конкурентной ценой.

- В сентябре ОАО "КАМАЗ" и Marcopolo S.A. подписали соглашение о создании СП по производству и продаже автобусов Marcopolo на базе НЕФАЗа. Объем производства - 3 тыс. автобусов в год с выходом на проектную мощность в 2016 году. Начало продаж автобусов запланировано на второй квартал 2012 года. В  какой стадии этот проект, какова его стоимость и  когда начнется производство?
- Прототип нового автобуса создан. Автобус имеет кузов, разработанный Marcopolo, который установлен на шасси КАМАЗ и оснащён компонентами крупнейших мировых автопроизводителей: двигателем Cummins, коробкой передач ZF, осью и мостом Daimler, тормозной системой Knorr-Bremse.
    В среднесрочной перспективе мы готовы довести уровень локализации автобуса до 80 процентов и оставить Marcopolo только часть материалов, разработку и продажи. Разработать программу локализации мы планируем после выпуска и реализации первых  автобусов. Для производства автобусов потребуется  новый сварочный комплекс, дополнительные мощности по окраске, стоимость которых может составить примерно $10 млн. А самое главное - будут созданы новые рабочие места.

 - Ранее сообщалось, что НЕФАЗ намерен в 2014-2015 годах наладить производство автобусов с гибридной силовой установкой в случае поддержки проекта со стороны государства. Дело было лишь за  постановлением правительства РФ и за федеральными программами по закупке автотехники с гибридными силовыми агрегатами для Универсиады в Казани в 2013 году и для Олимпиады в Сочи в 2014 году. Как решаются эти вопросы?
-  В прошедшем году нами изготовлен опытный образец пассажирского автобуса с гибридным двигателем на шасси КАМАЗ. Гибридный двигатель - это фактически система из двух двигателей - электрического и дизельного. В зависимости от режимов работы может включаться и топливный, и электрический двигатели одновременно или по отдельности.
Основные преимущества автобуса с гибридным двигателем - снижение в несколько раз уровня вредных выбросов, на 25-30 процентов уменьшение расхода топлива, повышение уровня комфорта - меньше шума, вибрации.
Такие автобусы идеальны для городского цикла, ведь проблема экологии с каждым годом становится все острее.  Считаю, что государство должно поощрять приобретение такого экологичного транспорта в форме субсидий. Такие программы в правительстве разрабатываются, надеемся, они все-таки начнут работать.

- Эксперты считают, что вступление России в ВТО приведет к перераспределению долей крупнейших автопроизводителей на национальном рынке в пользу компаний из Китая и Южной Кореи, при этом российские автозаводы потеряют конкурентное преимущество в виде более низких цен. Каким Вы видите будущее автозавода в связи с этим?
     - Вступление в ВТО практически произошло. Таможенные заграждение недолго будут защищать отечественного производителя. Все понимают, что совсем скоро нам придется еще теснее конкурировать с европейскими производителями. Нужно быть к этому готовыми. Программы диверсификации и модернизации, которые мы реализуем в последние годы на заводе, - это и есть наша подготовка к работе в условиях ВТО.
Конечно, ситуация на рынке будет меняться, от этого не уйти. Но многие потребители имеют печальный опыт, когда в погоне за низкой ценой приобретали партию китайских автобусов, а через полгода потихоньку строили для них ангар, и прятали эти автобусы, потому что все они скоропостижно выходили из строя и не подлежали ремонту.
К нам проявляет интерес ряд зарубежных компаний, которые, в принципе, могут размещать у нас заказы на изготовление спецнадстроек на свои автомобильные шасси, на шасси автобуса. Такой опыт у нас уже есть.
С 2007 года мы выпускаем пассажирские автобусы совместно с нидерландским концерном VDL. Партнеры передали нам безвозмездно документацию стоимостью 250 миллионов рублей на все модели автобусов, которые они сами производили. Мы выпускаем пять моделей автобусов VDL-НЕФАЗ - городской, междугородный, туристический, трехосный и сочлененный.  Сегодня более 60 процентов производства автобусов VDL-НЕФАЗ локализовано, а это очень серьезный фактор.
Мы разработали две модели самосвала на шасси Mercedes-Benz Аctros. В прошлом году мы изготовили более 180 таких самосвалов.
Сотрудничество в таком формате с  зарубежными компаниями - тоже этап подготовки к вступлению в ВТО.

- Какую нишу автозавод занимает по итогам 2011 года?
- Нефтекамский автозавод  имеет довольно значительные доли на российском рынке автотехники по нескольким  направлениям. В 2011 году НЕФАЗ занял 34 процента рынка емкостно-наливной техники, здесь мы лидеры даже с учетом импорта.
Нам принадлежит 10 процентов рынка грузовой прицепной техники. Среди российских производителей мы лидеры, а импорт в этом сегменте -       66 процентов.
Рынок пассажирских автобусов в последние два-три года претерпел существенные изменения. В связи с кризисом значительно снизилась емкость этого сегмента. В прошлом году в России было продано всего 4,7 тысячи автобусов большого класса, из них только Москва закупила 2,5 тысячи. И этот заказ традиционно получила группа «ГАЗ». Поэтому произошло перераспределение долей, НЕФАЗ свою долю снизил. Наши автобусы эксплуатируются в 55 регионах России, хорошо себя зарекомендовали, мы намерены решительно увеличивать свои позиции.

- Каким образом изучается мнение обычных пассажиров и водителей по качеству автобусов? Что-то в результате изменено в конструкции, дизайне?
     - Нефтекамский автозавод - пожалуй, единственный производитель автобусов, который с самого начала избрал политику открытости и диалога с потребителями. Мы провели восемь конференций по качеству, на них  приглашаем и потребителей автобусов, и поставщиков комплектующих, и специалистов эксплуатирующих организаций. География участников конференции впечатляющая: от Хабаровска до Санкт-Петербурга и от Краснодара до Ханты-Мансийска. Проводим для гостей экскурсии по производственным цехам. Потом отчитываемся, какие усовершенствования по предложениям  потребителей внедрены в конструкцию и технологию. Просим высказать новые предложения, рассказать, с какими проблемами они сталкиваются в процессе эксплуатации. На основе этих предложений мы разрабатываем мероприятия, устанавливаем сроки  их реализации. Так что наши потребители - это наши соратники.

- Нехватку настоящих профессиональных кадров испытывают сегодня многие предприятия. Как у вас дела в этом отношении?
- В последние годы проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров действительно стала очень актуальной. Мы стараемся решать ее своими силами. На заводе работает собственный учебный центр. В 2011 году обучение в центре прошли более 2 тысяч человек, из них 1,7 тысячи рабочих и 441 специалист и служащий.
В учебный центр НЕФАЗа нередко обращаются другие предприятия. В прошлом году на заводе прошли обучение 86 человек из сторонних организаций  республики и даже других регионов. Обучение работников других предприятий принесло заводу определенный доход в 410 тыс. рублей.
У нас налажены связи с УГАТУ и его Нефтекамским филиалом. Студенты университета проходят у нас практику, на заводе трудится немало выпускников вуза.
Такие же связи с Нефтекамским машиностроительным техникумом, профессиональными колледжами города.
Считаю, что мы создали целый комплекс подготовки кадров: собственный центр обучения - профессиональный лицей - машиностроительный колледж - авиационный университет. Такая система работает вполне эффективно.

Вера ХАРИСОВА
Ринат ФАЙХЗРАХМАНОВ
17 февраля 2012 года, № 30 (27515)