Прямая речь

Важнейшее направление нашей совместной деятельности – поддержка специальной военной операции, наших бойцов и членов их семей.

Глава Республики Башкортостан Радий Хабиров.
Подробнее

 

Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

 

Новости

27.03.23

Рекомендации по защите от злоумышленников

На сайте Банка России публикуются и регулярно актуализируются самые распространенные схемы кибермошенников и рекомендации по защите от злоумышленников. Представляем подборку наиболее популярных на данный момент преступных сценариев. Будьте бдительны!

 

Мошенники представляются работодателями

 

Злоумышленники рассылают сообщения с привлекательными условиями работы: высокой зарплатой, неполной занятостью. Зачастую это работа на маркетплейсах - продажи через интернет. Для уточнения деталей человеку предлагают перейти по ссылке. Там с ним вступают в переписку «менеджеры по подбору персонала». Они могут запросить данные банковской карты, номер телефона. Затем якобы для регистрации и активации аккаунта просят внести вступительный взнос. Но на самом деле эти деньги оседают в карманах мошенников, а данные карты и номер телефона они используют для попытки взлома личного кабинета на сайте банка и кражи средств со счетов.

 

Что делать? Не доверяйте рассылкам с предложением о работе, тем более если вас заставляют внести предоплату. При получении таких предложений не сообщайте свои паспортные данные и финансовые сведения.

 

Cообщают об утечке персональных данных из банка

 

Злоумышленники представляются сотрудниками правоохранительных органов. Вначале лжеполицейский сообщает человеку, что расследуется дело о массовой утечке банковских данных, и предлагает сверить его данные с украденными. Злоумышленник спрашивает у человека, в каком банке он обслуживается, просит данные карты. Для достоверности мошенник может направить в мессенджер или на электронную почту фото поддельного документа о проведении оперативно-разыскных мероприятий.

 

Что делать? При поступлении такого телефонного звонка прервите разговор. Ни работники банков, ни сотрудники правоохранительных органов никогда не запрашивают данные банковской карты. Эти сведения нужны мошенникам. Кроме того, ни Банк России, ни представители правоохранительных органов не направляют фото удостоверений или какие-либо другие документы.

 

Лжесотрудники Банка России

 

Злоумышленники представляются сотрудниками Банка России или Центрального банка. Вначале мошенники сообщают человеку о сомнительных операциях, якобы совершаемых по счету или карте, после чего направляют ему в мессенджер или на электронную почту поддельное удостоверение сотрудника Банка России с логотипом и печатью. Такие документы могут содержать фамилии реальных работников — эти сведения злоумышленники могут брать с сайта регулятора. Высылая фальшивое удостоверение, они надеются убедить человека в правдоподобности своих действий, чтобы в дальнейшем снять деньги с его счета или оформить на него кредит.

 

Что делать? Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета, не звонит им, а его сотрудники не направляют никому фото своих документов. При поступлении такого звонка немедленно прервите разговор. При возникновении сомнений о сохранности денег на вашем банковском счете самостоятельно позвоните в свой банк по номеру, указанному на его официальном сайте или на оборотной стороне банковской карты.

 

Представляются сотрудниками операторов мобильной связи

 

Злоумышленники звонят гражданам под видом оператора сотовой связи и сообщают, что номер абонента скоро перестанет действовать. Чтобы избежать отключения, человеку предлагают набрать на мобильном телефоне комбинацию цифр. В результате абонент подключает переадресацию звонков и текстовых сообщений, в том числе с СМС-кодами от банка, на номера мошенников. Это позволяет им получить доступ к дистанционному управлению банковским счетом и похитить деньги. Кроме того, мошенники могут сообщить, что гражданину необходимо переоформить договор об оказании услуг связи, поменять тарифный план на более выгодный, отключить платную услугу. Иногда злоумышленники сообщают, что поступила заявка о смене мобильного оператора с сохранением номера. Цель мошенников — получить у человека код для входа в его личный кабинет мобильного оператора и установить переадресацию либо убедить абонента подключить ее самостоятельно.

 

Что делать? Немедленно прервите разговор. Если вы продолжили общение и вам пришел СМС-код от личного кабинета, никому не сообщайте его. Если возникли вопросы, самостоятельно позвоните в службу поддержки мобильного оператора по номеру, который указан на его официальном сайте.

 

Обмен кешбэка на рубли

 

Злоумышленники обзванивают граждан под видом сотрудников банков и сообщают, что накопленный кешбэк и другие бонусы можно обменять на рубли. Для этого у человека запрашивают банковские данные и СМС-код, полученный от банка, якобы для подтверждения операции и оплаты комиссии за услугу. Однако на самом деле, получив эти сведения,  злоумышленники совершают кражу денег со счета.

 

Что делать? Прервите разговор. Сотрудники банков никогда не запрашивают по телефону финансовые данные, в том числе трехзначный код с оборотной стороны карты или СМС-код. По любым банковским вопросам, в том числе по кешбэку, самостоятельно позвоните в банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на сайте кредитной организации.

 

Помощь с компенсацией похищенных денег

 

Чтобы якобы вернуть пострадавшему похищенные у него деньги, мошенники создают специальные сайты. Ссылки на них направляют через мессенджеры, СМС или по электронной почте. Иногда они звонят с предложением оформить компенсацию за похищенные средства. Злоумышленники просят заполнить форму с личными и финансовыми данными, чтобы якобы проверить полагающуюся сумму возврата и оформить его. А получив эти данные, похищают у человека деньги.

 

Что делать? Клиент банка вправе рассчитывать на возврат похищенной суммы лишь в том случае, если он самостоятельно не переводил деньги на мошеннические счета и не раскрывал злоумышленникам свои личные и финансовые данные. Если деньги списали без вашего согласия, то единственный законный механизм вернуть их следующий: незамедлительно заблокируйте карту и в течение суток после происшествия напишите в отделении банка заявление о несогласии с операцией. Также обратитесь с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции.

 

Предлагают проверить данные счета на предмет утечки

 

Злоумышленники предлагают гражданам проверить, не попали ли данные счета или карты в руки третьих лиц. Для этого присылают ссылку на сайт, якобы проверяющий утечку банковских сведений. Как только человек вводит на этом сайте свои банковские данные, они попадают мошенникам.

После этого злоумышленники могут похитить деньги держателя карты или использовать его данные в противоправных целях.

 

Что делать? Не существует сайтов, на которых можно проверить факт утечки банковских сведений! Никогда не вводите данные своего счета или карты (номер, срок действия, проверочный код с оборотной стороны карты) и персональные данные (данные паспорта, дату рождения, адрес местожительства и другие) на сомнительных сайтах, не переходите по ссылкам из подозрительных электронных писем или СМС-сообщений.

 

Предлагают перевести деньги на специальный счет Центрального банка

 

Злоумышленники сообщают, что неизвестные пытаются похитить деньги с его счета и для сохранности средства нужно перевести на «специальный» («безопасный») счет в Центробанке. На самом деле счет, реквизиты которого называют злоумышленники, принадлежит им. Мошенники упоминают Банк России, чтобы усыпить бдительность потенциальной жертвы.

 

Что делать? Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета и не совершает звонков гражданам. При поступлении такого телефонного звонка немедленно прервите разговор.

 

Убеждают оформить кредит

 

Человеку звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на него или его родственников мошенники пытаются оформить кредит. Через короткое время ему снова звонят и представляются сотрудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России. Звонящий подтверждает, что на имя гражданина или его близких неизвестные действительно оформляют кредит. Чтобы предотвратить это, надо как можно скорее оформить «встречный» кредит самостоятельно – онлайн или в офисе банка. Сумма кредита должна совпадать с той, которую оформляют неизвестные лица. Для убедительности злоумышленники просят гражданина действовать оперативно и ни в коем случае не рассказывать кому-либо про оформление кредита, так как проводится секретная операция по вычислению мошенника среди сотрудников банка.

 

Что делать? При поступлении такого телефонного звонка немедленно прервите разговор. Ни сотрудники банков, ни бюро кредитных историй не информируют граждан об изменениях в кредитной истории по телефону.